Воскресная школа Методические пособия для учителей воскресных школ Как сделать благовестие доступным для ребенка

Как сделать благовестие доступным для ребенка PDF

 

Автор, отзовись!

 

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

 

Только что родившийся на свет младенец больше всего нуждается в любви и заботе. Если все насущные потребности ребёнка будут удовлетворяться, если его будут держать на руках и он будет чувствовать, что кто-то есть рядом и заботится о нём, в ребёнке зародится ощущение надёжности и любви; ребёнок начнёт понимать, что жить хорошо, - так появляется вера.

 

Все чувства ребёнка обуславливаются отношением к нему родителей и других взрослых. На этом изначальном чувстве доверия основано всё будущее развитие способности любить и верить в других людей и принимать их веру и любовь. Помогая ребёнку испытать любовь и доверие, мы помогаем ему понять, что это ценные, важные чувства - так закладывается фундамент для принятия Благой Вести о том, что Бог, наш Создатель, ценит и любит его.

 

 

РАННЕЕ ДЕТСТВО (от 1 года до 5 лет)

 

Чувства на этом этапе важнее, чем интеллект.

 

Вот теперь настало время закладывать новые основы. Ребёнку всё больше нравятся различные истории, особенно о своих сверстниках. Он с большим удовольствием слушает Рождественские истории и другие сюжеты из Библии, где задействованы маленькие дети.

 

На этом этапе следует быть особенно внимательными; что почувствует ребёнок, когда узнает, что пророк Самуил в их возрасте был отдан из родного дома.

 

В этот период истории из Библии рассказываются не потому, что ребёнок поймёт великие духовные истины, а для развлечения ребёнка (один из критериев отбора материала для занятий) и для того, чтобы приучить его к языку, на котором говорят про Бога и про Иисуса.

 

Нужно быть очень внимательным к употребляемому языку, Если мы говорим об абстрактных идеях, Бог покажется детям далёким и враждебным. Надо рассказывать о Боге, подчёркивая Его любовь и величие, Его реальность и преданность, а не его суровость и роль судьи ( это отражается на отборе библейского материала). Лучше рассказывать детям эпизоды, отражающие любовь Бога и то, каким чудесным человеком был Иисус, когда жил на земле, как Он вёл Себя и обращался с людьми.

 

В таком возрасте ребёнок открывает для себя мир, а нам следует поощрять его поиски и открытия чудес Божьего мира.

 

Очень важно помочь малышам разобраться, что хорошо, что плохо. Уже в этом возрасте закладывается основа для понимания необходимости извиняться и чувствовать прощение.

 

Не удивительно, что маленький ребёнок, узнавший об Иисусе, заявляет о своей любви к Нему и желании стать Его другом. Относится к этому нужно серьёзно. На этом этапе такая вера подлинна.

 

 

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 7 лет)

 

Продолжается процесс постижения и самопостижения мира.

Появляется способность видеть мир глазами других людей.

Играет важную роль развитие речи.

 

Основополагающее значение имеют ценности и отношения к жизни, принятое в семье; растёт понимание того, что не все взрослые руководствуются этими ценностями. Наша жизнь должна быть примером для детей.

 

Наши рассказы о Боге и библейские истории исполнены любви Бога, величия Его Слова и отражают особое положение человека (можно использовать истории великих героев и героинь Библии: Авраам, Давид, Мария).

 

Один из важных моментов - умение взрослых признавать свои собственные ошибки и просить прощения у ребёнка, если это необходимо.

 

 

ШКОЛА - НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

 

Когда ребёнку 7 лет, он уже знает 80% из того, что он когда-либо узнает, фундамент будущего развития всех областей жизненного знания уже заложен.

 

Семья по-прежнему сохраняет сильнейшее влияние, хотя постепенно усиливается и влияние со стороны других людей.

 

Важную роль играет школа; всё больше авторитет товарищей по играм; всё значительнее влияние взглядов других взрослых и средств массовой информации.

 

Надо продолжать подчёркивать идею любви и могущества Бога, необычности Иисуса, говорить о выдающихся качествах человека, включая в процесс обучения всё больше материала, освещающего наши обязанности наряду с привилегиями. Следует рассказывать о словах и делах Иисуса; на этом этапе многие могут сделать первые шаги к пониманию причины смерти этого доброго человека. Многие дети уловят идею о наказании кого-то за плохой поступок, совершённый кем-то другим, что часто случается в их собственной жизни.

 

Понятия, связанные с распятием, поражение сил зла и смерти, в этом возрасте понять ещё нелегко.

 

В этом возрасте смешение фантазии и реальности неизбежно. В последующие годы нужно помочь ребёнку разделить фантазии и реальность. Излагать историю о чуде нужно так, чтобы дети поняли, что это не просто сказка, но событие, происшедшее на самом деле.

 

Надо избегать разговоров об Иисусе как о замкнутом в прошлом персонаже; даже Его Воскресение может казаться детям историческим фактом древности, если им не объяснить, что Иисус жив и теперь. Нужно стараться представлять библейские истории с фантазией, но не уходя от текста, строго следуя тому, что сказано в писании.

 

 

СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (от 8 до 11 лет)

 

Детям исполняется 8, 9, 10, 11 ;их умственные способности развиваются, Им всё легче поставить себя на место другого человека; растёт их чувство независимости.

 

Дети начинают понимать хронологический порядок событий истории и отличать факты от фантазий. Нужно рассказывать об этих событиях как об реальных, по сей день, влияющих на нас.

 

Также они начинают усваивать факт, что Иисус жив, но невидим; что святой Дух - реальность и может жить в них.

 

Истории, рассказываемые детям, должны быть связанны с опытом и жизнью самого ребёнка. Они понимают, что такое грех против Бога и других людей и что грех требует прощения.

 

 

НАЧАЛО ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА (от 12 лет)

 

Образцы мышления всё больше удаляются от конкретных и приближаются к абстрактным.

 

Возникают вопросы типа: "Кто я?" "Зачем я живу?" , ответы на которые должны быть намного глубже, чем раньше. Идея Вести та же, но объяснять приходится подробнее.

 

Очень важной становится роль взрослых вне дома.

 

 

ВЫВОД

 

Благая Весть должна быть сформулирована в продуманных терминах, зависящих от возраста ребёнка.

 

Содержание важно; но обстановка и язык, которым передаётся содержание, важнее. Семя Слова должно упасть на хорошую почву, чтобы принести плоды.

 

 

Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях, нажав на кнопочки ниже.

Статьи по теме